вторник, 30 декабря 2014 г.

Толкование акиды «Ан-Насафия». Вечность АДА.

В данном случае мы имеет два вопроса: 1) вечны ли Рай, Ад и их обитатели или же они тленны? 2) существуют ли они сейчас, или же будут созданы в Судный день?
Что касается первого вопроса, то известно, что Рай - это обитель наслаждения. В него войдут верующие и пребудут там вечно, там им будут неведомы ни жара, ни холод, ни болезнь, ни нужда, ни смерть. Рай вечен, и его обитатели также вечны. Аллах по этому поводу в Коране сказал: «А те, которые уверовали и вершили добрые дела, - обитатели рая на вечные времена» (2:82) и «Воистину, для тех, которые уверовали и творили добрые дела, местом пребывания будут райские сады. Они пребудут в них вечно и не будут желать замены их [на что-либо другое]» (18:107 - 108), есть и другие аяты, указывающие на вечность Рая и его обитателей.
Ад - это обитель наказания, в которую неверные войдут навечно, Аллах по этому поводу сказал: «Воистину, те из людей Писания и многобожников, которые не приняли [новую веру], окажутся в адском огне, пребудут там вечно» (98:6), «И они воззовут: "О страж ада! Пусть Господь твой прикончит нас". Тот ответит: "Вы пребудете там"» (43:77). Это же подтверждается риваятом от обоих шейхов, от Ибн ‘Умара р.А.а., который сказал: «Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.): «Когда обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Ада войдут в Ад, приведут смерть, когда она окажется между Раем и Адом, ее заколют и голос объявит: «О обитатели Рая, смерти больше нет, о обитатели Ада, смерти больше нет». Тогда обитатели Рая еще больше возрадуются, а обитатели Ада станут горевать еще сильнее"»[1].
Грешники из числа верующих также будут ввергнуты в Ад, где получат наказание за свои грехи, после чего будут выведены из Ада и введены в Рай. У обоих шейхов приводится риваят о том, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Из Ада выведут каждого, в чьем сердце была хотя бы пылинка веры»[2].
Ат-Табарани и Ибн Мардавайхи по достоверной цепочке передали от Джарира ибн ‘Абдаллаха, который сказал, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Часть представителей моей уммы будут наказаны в Аду за свои грехи, они пребудут в Аду столько, сколько пожелает Аллах. И однажды язычники, издеваясь над ними, скажут: «Мы не видим, чтобы ваша вера принесла вам пользу». Тогда из Ада будут выведены все единобожники». После этого Пророк с.г.с прочел аят: «Быть может, неверные хотели бы стать мусульманами» (15:2)»[3].
Некоторые высказались в пользу того, что Рай и Ад не материальны. По их мнению Рай - это обитель, где будут блаженствовать души, а Ад - это обитель, где души будут мучаться.
Этим людям можно ответить, что их мнение противоречит буквальному значению священных текстов, а также опровергает воскрешение тел. Выше мы доказали, что в Судный день будут воскрешены и тела, и души. Кроме этого, есть аяты, указывающие на материальность Рая и Ада. Например, Аллах сказал: «[Другие] лица в тот день - благостные, довольные [плодами] своих стараний, [пребыванием] в вышних садах. Там не услышат они суетных слов, там - текучие ключи, там воздвигнуты ложа, выставлены чаши, разложены подушки, разостланы ковры» (88:8 - 16); «а только слово: "Мир! Мир!" Те, что стоят на правой стороне, - кто же они? - Они будут там среди лотосов, шипов лишенных, под бананами, отягощенными плодами, в тени [деревьев] раскидистых, среди ручьев текучих и плодов обильных, доступных и разрешенных; среди [супружеских] лож, высоко воздвигнутых» (56:26 - 34); «И когда их кожа сготовится, Мы заменим ее другой кожей, чтобы они вкушали мучения [непрестанно]» (4:56). Сготовиться их кожа может только от реального, ощутимого огня. Кроме упомянутых существует множество других доводов по этому поводу.
Джахмиты высказались в пользу того, что и Рай, и Ад не вечны. Они сказали: «Когда обитатели Рая войдут в Рай и получат свою награду, а обитатели Ада войдут в Ад и получат свое наказание, Аллах превратит обе обители и их обитателей в небытие». Свою позицию они подкрепляют аятом: «Он - и первый, и последний» (57:3); по их мнению, этот аят будет верен только в том случае, если обитатели Рая и Ада перейдут в разряд небытия. Следующий аят, на который они ссылаются: «Они пребудут там вечно, доколе существуют небеса и земля, если только Господу твоему не будет угодно [прекратить наказание]. Воистину, Господь твой вершит то, что пожелает. Счастливые же пребудут в раю, [данном им] как неиссякаемый дар. Вечно они пребудут там, доколе существуют небеса и земля, если только Господь твой не пожелает [вознаградить их лучшим образом]» (11:107 - 108). Исключения, приведенные в аятах, по их мнению, указывают на то, что не все обитатели Рая и Ада будут вечны. Также они говорят, что наказание огнем подразумевает уничтожение влаги и формы, без которых жизнь не возможна, следовательно, это противоречит доводам разума.
На их доводы можно ответить тем, что их точка зрения противоречит упомянутым аятам и хадисам о вечности Рая, Ада и их обитателей. Что касается первого аята, речь идет о том, что Аллах последний относительно этого мира. Во второй группе аятов исключение подразумевает не тленность Ада, а то что не все обитатели Ада пребудут там вечно. Грешные мусульмане, например, получив наказание за свои грехи, будут введены в Рай. Что касается обитателей Рая, то не все пребудут в Раю вечно потому, что часть из них вначале получат адское наказание и только потом будут допущены в Рай[4]. Что касается последнего довода джахмитов, то, поскольку Аллах является создателем, Он может создать свои создания так, чтобы огонь не устранял ни их влажность, ни их форму.


[1] Ат-Тадж, 5/421.
[2] Там же, 1/34.
[3] См. смысл этого хадиса у Ибн Касира, 4/152-153.
[4] Также нужно отметить, что в аяте употребляется частица «ма», указывающая на неразумные предметы, а не частица «ман», указывающая на разумных.
                                                                                                                                              ИСТОЧНИК.

Комментариев нет:

Отправить комментарий